Отраслевой аналитический журнал
ENG
РУС
Подписаться Реклама Партнеры О журнале
Российско-немецкая компания Eurocylinder Systems RUS
ООО Гермес-газ - поставки технических газов и газовых баллонов
Главная / Технологии

Плавучие заводы по сжижению газа

06 марта 2014

Большой газовый рынок в последние годы стремительно меняется. Появление новых технологий преобразило его практически до неузнаваемости. В том числе в экономической части.О некоторых из этих революционных технологий наш журнал уже писал. В частности, о гидроразрыве пласта, о сланцевом газе и о добыче углеводородов из нетрадиционных источников в целом. О них сейчас не говорит, наверное, только ленивый.

Но не меньшее влияние на газовый рынок оказало появление другой технологии. Имеется в виду сжижение природного газа (русское обозначение - СПГ, английское LNG, т.е. liquefied natural gas).

Главное, что привнесла данная технология на рынок, - гибкость и мобильность. Правда, сжижение природного газа - удовольствие довольно-таки дорогое. Производство чрезвычайно энергоемко. На него уходит около 25 процентов сжижаемого газа. Тем не менее, при транспортировке на значительные расстояния - свыше 2,5 тысяч километров - это решение уже может быть выгодным.

Кроме того, если при трубопроводных поставках производитель и покупатель фактически связаны на десятилетия созданной инфраструктурой, которую еще предстоит окупить, то при поставках СПГ такой взаимозависимости нет. Нет, кстати, и зависимости от позиции «стран-транзитеров» -болезнь, с которой столкнулась в последние два десятилетия Россия при продаже топлива в государства Европейского Союза. Грубо говоря, любой поставщик может поставлять газ любому покупателю в любой точке планеты, где есть соответствующий терминал.

Наконец, технологии СПГ позволяют доставлять газ туда, куда трубопроводные системы попросту не способны «дотянуться». Например - через океан.

В силу этих преимуществ сектор СПГ рос в последние годы существенно быстрее рынка в целом. Так, если объем трубопроводных поставок газа за десятилетие увеличился на 45 процентов, то торговля сжиженным природным газом - сразу на 110 процентов. В итоге в 2012 году, по оценкам экспертов, было продано почти 238 миллионов тонн сжиженного природного газа.

Эксперты в один голос прогнозируют дальнейшее опережающее развитие данного сегмента. В течение предстоящего десятилетия объем рынка может фактически удвоиться, достигнув величины в 408 миллионов тонн.

Однако жизнь ставит перед инженерами и конструкторами все новые задачи. В поисках нефти и газа им приходится «заходить все дальше». И, соответственно, добывать полезные ископаемые во все более тяжелых природных и геологических условиях.

Одной из тенденций здесь стала добыча углеводородов в морях и океанах. С точки зрения сжижения газа это, вроде бы, даже удобно - СПГ можно сразу загружать в танкеры, направляя потребителям.

Но чем дальше в море выдвигается добывающая инфраструктура, тем более сложным становится этот процесс. В наше время создаются платформы, работающие в сотнях километров от берега. Чтобы переправить добываемый природный газ на завод, который превратит его в СПГ, необходимо строить соответствующей длины морской газопровод, что является весьма дорогостоящим «удовольствием». Да и сама транспортировка тоже требует немалой энергии, а значит расходов. Именно поэтому родилась идея - создавать плавучие заводы по сжижению природного газа. Иными словами, производства, способные осуществлять данный процесс непосредственно в месте добычи, далеко от берега.

Производство рассчитано, как правило, на гигантские объемы. Выпуск продукции с завода обычно составляет порядка 5 миллионов тонн ежегодно.

Подобные плавучие заводы имеют еще одно преимущество - мобильность. После истощения месторождения его можно просто «переместить» на новую производственную площадку, продолжив работу. Это существенно расширяет возможности по окупаемости проекта и наращиванию прибыли от использования установки: ее цена «разделяется» между несколькими месторождениями. Наконец, что немаловажно для многих стран, где действует жесткое природоохранное законодательство и «зеленое лобби», применение плавучих заводов по сжижению газа будет способствовать сведению к минимуму воздействия на окружающую среду побережья.

Такие заводы не следует путать с терминалами по регазификации СПГ. Последние действительно бывают плавучими. Однако «разжижение» газа - процесс несравнимо более простой, чем сжижение. Так что постройка завода по производству СПГ стала настоящим вызовом инженерной мысли.

Здесь, пожалуй, уместно напомнить, что представляет собой процесс сжижения газа. В первую очередь, извлеченную смесь необходимо очистить. Это подразумевает удаление всех ненужных примесей. В частности, диоксида серы, углекислоты, воды и т.д.

Процедура собственно производства СПГ сводится к сжатию газа с последующим его охлаждением. Процесс сжатия происходит поэтапно. На каждом из них он сжимается в несколько раз (как правило - от 5 до 12), охлаждается и передается на следующий технологический цикл.

В итоге получают газ, объем которого в 600 раз меньше, чем у первоначальной смеси. Подавляющую ее часть составляет метан. На остальные углеводороды (этан, пропан, бутан) и азот приходится лишь одна двадцатая часть. Температура кипения этой смеси находится на уровне около -160 градусов по Цельсию, а по плотности она лишь вдвое уступает воде.

Оценивая трудности данного процесса, стоит отдельно отметить, что это производство рассчитано, как правило, на гигантские объемы. Выпуск продукции с завода обычно составляет порядка 5 миллионов тонн ежегодно.

Таким образом, плавучий завод по сжижению природного газа должен иметь сразу несколько крупных сегментов, рассчитанных на гигантские объемы переработки. Во-первых, это комплекс установок по очистке газа от примесей. Во-вторых, «каскад» агрегатов по постепенному сжижению и охлаждению смеси. В-третьих, резервуары для хранения (и сохранения) готовой продукции. В-четвертых, терминалы для перегрузки СПГ в танкеры. В-пятых, производство, обеспечивающее всю эту махину нужными (гигантскими) объемами энергии. Ну и прочие «мелочи»: от систем водообеспечения до помещений, где будет размещаться персонал, и оборудования, гарантирующего безопасность.

Долгое время к задаче такого масштаба боялись даже подступиться. И технологически, и экономически она представлялась «неподъемной». Надо ведь не просто построить завод СПГ (что само по себе дорого). Нужно еще сделать это максимально компактно, построить подходящего размера плавучее средство и обеспечить работу всего комплекса сложнейших систем в океанских условиях (учитывая, например, качку, возможность жестоких штормов и ветров и т.д.).

Тем не менее, несколько лет назад один из глобальных нефтегазовых гигантов -компания 5Ье11 - все же анонсировала проект по созданию морского завода сжижения природного газа. Предполагается, что он будет работать на австралийском месторождении «Прелюдия» (Рге1иСе). Судно должно быть пришвартовано и подключено к подводной инфраструктуре месторождения примерно в 475 км к северо-востоку от Брума у Западной Австралии. В настоящее время постройка идет вовсю. По данным СМИ на начало 2014 года, в Годже (Южная Корея) из сухого дока самое большое в мире судно было спущено на воду (его строительство вели специалисты верфи Samsung Heavy Industries Geoje в Южной Корее).

Считается, что созданное для Shell судно стало крупнейшим морским плавучим объектом в мире. Его размеры действительно поражают воображение.

Длина «изделия» составила фантастические 488 метров. Ширина - 74 метра. Для крепления к морскому дну создается 93-метровая башенная швартовочная система.

Наконец, «в сухом виде» судно весит порядка 300 тысяч тонн. А в заполненном, т.е. с СПГ в резервуарах, водоизмещение достигнет 600 тысяч тонн. Это вшестеро больше атомного авианосца. Производительность же завода для месторождения Рге1иСе составит вполне приемлемые даже по сухопутным меркам 3,6 миллионов тонн СПГ в год.

Строительство судна, его размеры, сложность применяемых технологий и объемы инвестиций, судя по всему, произвели в профессиональной среде двойственное впечатление. Первоначально даже предполагалось, что другие участники рынка, несмотря на наличие потребностей, воздержатся от аналогичных заказов: просто для того, чтобы дождаться завершения проекта и «посмотреть, что из этого всего выйдет».

Однако интерес к новым технологиям и получению прибылей от эксплуатации отдаленных океанских месторождений все же пересилил. В итоге малазийская компания Petronas также заявила о строительстве своего плавучего завода по производству СПГ. Правда, малазийский проект запланирован с существенно более низкими производственными мощностями: «всего» 1,2 миллиона тонн, т.е. втрое меньше австралийского.

Согласно сообщениям открытых источников, на рассмотрении находится еще несколько проектов. Один из них совсем недалеко от Европы и России - в Израиле, на месторождении Tamar.

Для нашего рынка принципиален вопрос-могут ли подобные технологии использоваться в России? На пути у реализации данной идеи есть немалое количество трудностей. Во-первых, существующие океанские проекты рассчитаны на работу в условиях теплых морей. В России же другая специфика. Здесь не просто холодно - здесь порой очень тяжелая ледовая обстановка. Это существенное технологическое обременение.

Во-вторых, в России пока нет возможностей строить суда подобного размера. Наша страна в этом отношении, увы, сильно отстает от корабелов Юго-Восточной Азии, от той же Кореи. Значит, гигантские заказы, связанные с подобного рода машиностроительными проектами, в случае их реализации могут уйти за рубеж. А хотелось бы, чтобы они способствовали развитию отечественных газовых технологий и индустрии.

Правда, в настоящее время в России реализуется несколько проектов, связанных со строительством и модернизацией верфей, в том числе совместно с теми же корейцами. Что ж, поживем - увидим.

Наконец, в-третьих, в нашей стране пока накоплен довольно небольшой опыт работы с СПГ. Однако это, очевидно, преодолимо.

Зато у строительства плавучих заводов СПГ для России существуют и преимущества. Главное, здесь имеется необходимая ресурсная база. Достаточно упомянуть гигантское Штокмановское месторождение, расположенное аж в 600 километрах от берега.

А кроме того, сейчас, в условиях истощения традиционных месторождений, глобальные компании, как считают многие специалисты, готовы ради доступа к новым «полям» делиться технологиями. И если подобный альянс будет заключен, это может серьезно продвинуть газовую отрасль России в плане освоения новых технологий.


Анонсы мероприятий
Анонсы
мероприятий
Подписка на обновления
Будте в курсе всех событий в отрасли подпишитесь на рассылку
Самое читаемое
за неделю
за месяц
за все время
08 апреля 2014Технологии
03 августа 2017Экспертиза
04 декабря 2013Полезно знать
Cкачать электронную версию
октябрь 2017 (, 4 Кб)
  • Вице-президент некоммерческое партнёрство «Национальный платёжный совет»
    20 статей
  • Начальник отдела технологий дистанционного обучения, кандидат военных наук, доцент (ООО "Газинформсервис")
    2 статьи
  • 1 статья
  • Коллектив авторов
    73 статьи
  • Начальник отдела сопровождения информационной безопасности — удостоверяющего центра управления информационной безопасности Департамента безопасности (ОАО «Россельхозбанк»)
    1 статья
  • Президент Московской областной общественной организации инвалидов и семей с детьми-инвалидами «Мир для всех»
    1 статья
  • Редакция
    32 статьи
Рубрики
Будте в курсе всех событий в отрасли подпишитесь на рассылку
Москва, Хорошевское шоссе, д. 25
Тел./факс: +7 (800) 775-84-16
Эл.почта: info@gas-technology.ru